МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

ПРОЦЕДУРУ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Методические рекомендации по подготовке к коллоквиуму

Коллоквиум - собеседование преподавателя и студента (группы студентов) по самостоятельно подготовленной студентом теме.

Цель - формирование у студента навыков анализа теоретических проблем на основе самостоятельного изучения учебной и научной литературы. На коллоквиум выносятся крупные, проблемные, нередко спорные теоретические вопросы.

От студента требуется:

♦ владение изученным в ходе учебного процесса материалом, относящимся к рассматриваемой проблеме;

♦ знание разных точек зрения, высказанных в литературе по соответствующей проблеме, умение сопоставлять их между собой;

♦ наличие собственного мнения по обсуждаемым вопросам и умение его аргументировать.

Коллоквиум—это не только форма текущего контроля, но и метод углубления, закрепления знаний студентов, так как в ходе собеседования преподаватель разъясняет сложные вопросы, возникающие у студента в процессе изучения данного источника. Однако, коллоквиум не консультация и не экзамен. Его задача добиться глубокого изучения отобранного материала, пробудить у студента стремление к чтению дополнительной литературы.

Подготовка к коллоквиуму предполагает несколько этапов:

1. Подготовка к коллоквиуму начинается с установочной консультации преподавателя, на которой он разъясняет развернутую тематику проблемы, рекомендует литературу для изучения и объясняет процедуру проведения коллоквиума.

2. Как правило, на самостоятельную подготовку к коллоквиуму студенту отводится 3—4 недели. Подготовка включает в себя изучение рекомендованной литературы и (по указанию преподавателя) конспектирование важнейших источников.

3. По указанию преподавателя к коллоквиуму готовятся специальные эссе.

4. Коллоквиум проводится в форме индивидуальной беседы преподавателя с каждым студентом или беседы в небольших группах (3—5 человек).

5. Обычно преподаватель задает несколько кратких конкретных вопросов, позволяющих выяснить степень добросовестности работы с литературой, контролирует конспект. Далее более подробно обсуждается какая-либо сторона проблемы, что позволяет оценить уровень понимания. Преподаватель также контролирует конспект и эссе.

6. По итогам коллоквиума выставляется дифференцированная оценка, имеющая большой удельный вес в определении текущей успеваемости студента.

Особенности и порядок сдачи коллоквиума.

Студент может себя считать готовым к сдаче коллоквиума по избранной работе, когда у него есть им лично составленный и обработанный конспект сдаваемой работы, он знает структуру работы в целом, содержание работы в целом или отдельных ее разделов (глав); умеет раскрыть рассматриваемые проблемы и высказать свое отношение к прочитанному и свои сомнения, а также знает, как убедить преподавателя в правоте своих суждений.

Студент должен видеть за каждой категорией, понятием реальные процессы и явления жизни общества как в прошлом, так и в современных условиях. Если студент, сдающий коллоквиум в группе студентов, не отвечает на поставленный вопрос, то преподаватель может его адресовать другим студентам, сдающим коллоквиум по данной работе. В этом случае вся группа студентов будет активно и вдумчиво работать в процессе собеседования. Каждый студент должен внимательно следить за ответами своих коллег, стремиться их дополнить, т.е. активно участвовать в обсуждении данного первоисточника.

Участие в коллоквиуме позволяет студенту приобрести опыт работы над первоисточниками, что в дальнейшем поможет с меньшими затратами времени работать над литературой по курсовой работе и при подготовке к экзаменам.

Критерии оценки:

–оценка «отлично» выставляется студенту, если ответ студента содержателен, развернут, студент высказывает свое мнение и обосновывает его, приводит примеры, показывая способность применять теоретические знания на практике;

–оценка «хорошо» выставляется студенту, если ответ студента содержателен, развернут, студент высказывает свое мнение, но не способен обосновывать его;

–оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если ответ студента содержателен, не развернут при этом студент затрудняется высказать свое мнение;

–оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если ответ студента не содержателен или отсутствует.


ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Вопросы для коллоквиума

1. Когнитивные особенности детей дошкольного возраста.

2. Аффективная сфера детей дошкольного возраста, её особенности.

3. Особенности мотивационной сферы детей дошкольного возраста.

4. Индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников дошкольного возраста.

5. Особенности Я-концепции детей дошкольного возраста.

6. Поведенческие особенности детей дошкольного возраста.

7. Кризис 7 лет. Психологическая готовность к школьному обучению.