Родительское отношение

Еще в 1986 году в своем исследовании, посвященном проблеме изучения структуры и типов родительского отношения у лиц, испытывающих трудности в воспитании детей, кандидат психологических наук Анна Яковлевна Варга отмечает, что одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми родители обращаются в семейную консультацию, является проблема нарушенных взаимоотношений между родителями и ребенком, что имеет серьезные, порой драматические последствия для психического развития ребенка, формирования его характера и личности.

В современном обществе эта тенденция сохраняется. Психологи-консультанты, характеризуя психологические проблемы детей из семей, благополучных с точки зрения их социально-экономического статуса, отмечают, что «практика консультирования все чаще сталкивается с уменьшением продолжительности и обеднением содержания общения в семье, дефицитом теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновением действительно совместных форм полезной деятельности ребенка с взрослыми или общего досуга. Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы – по поводу обихода, режима, контроля за успешностью в учебе, а поощрение детей сводится только к его материальным формам». Таким образом, актуальная на протяжении всего развития психологической науки и практики проблема детско-родительских отношений остается острой и на современном этапе.

Психологи-исследователи и практические психологи обнаружили много причин, приводящих к нарушению взаимоотношений родителей и ребенка. Эти причины распадаются на две группы. Первые касаются в основном ребенка, его психологических особенностей и поведения в семье; вторые относятся прежде всего к родителям, к их поведению, манере обращения и воспитания ребенка. В основе того или иного стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку.

Родительское отношение - это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. Особенности родительского отношения во многом определяют нарушенные взаимоотношения родителя и ребенка.

А.Я. Варга предлагает по крайней мере четыре типа родительского отношения, отличающихся друг от друга преобладанием одной или нескольких образующих:

- принимающе-авторитарное,

- отвергающее с явлениями инфантилизации,

- симбиотическое,

- симбиотически-авторитарное.

Первый тип родительского отношения характерен для субъективно благополучных родителей. Родители принимают и одобряют ребенка, но требуют от него социальных успехов. Второй тип родительского отношения характерен для родителей, обратившихся в семейную консультацию по вопросам воспитания. Они эмоционально отвергают своего ребенка, низко ценят его индивидуально-личностные свойства, приписывают ему социально неодобряемые черты и дурные наклонности, видят более младшим по сравнению с реальным возрастом. Этот тип родительского отношения неизбежно вреден и для детско-родительских отношений, и для развития личности ребенка. Два других типа родительского отношения свойственны людям, испытывающим трудности в воспитании, но справляющимися с ними самостоятельно, хотя среди них есть и обратившиеся за помощью. Этим родителям свойственны симбиотические тенденции в общении с ребенком, гиперопека, в последнем случае и гиперконтроль.

Типология детско-родительских отношений А.В. Петровского выделяет четыре типа детско-родительских отношений: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.

«Диктат» в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у ребенка. Предъявляя требования к своему ребенку, родители исходят из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций. Однако воздействие в форме приказа и насилия часто сталкивается с сопротивлением ребенка. В этом случае дети могут реагировать вспышками грубости, обманом, лицемерием. Если сопротивление ребенка оказывается сломленным, то «вместе с ним оказываются сломленными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности».

«Опека» в семье – это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

«Диктат» и «опека» родителей, различаясь по сути, совпадают по своему результату: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они оказываются отстранены от решения вопросов, касающихся как их лично, так и семьи. Такая ситуация часто приводит к возникновению труднопреодолимых сложностей во взрослой жизни человека.

Негативные аспекты «опеки» как тактики семейного воспитания заключаются в том, что на первый план выходит вопрос об удовлетворении потребностей ребенка и ограждении его от всевозможных трудностей, а не об активном формировании его личности. «Опека как воспитательная тактика - откровенный враг трудового воспитания, потому что опекаемого, прежде всего, ограждают от усилий и ответственности» – пишет А.В. Петровский Дети, воспитанные в условиях сверхопеки, оказываются неприспособленными к взрослой жизни, неспособными к личной и коллективной ответственности. В случае если родители сводят опеку до разумного минимума еще с раннего детства их ребенка, контролируя только общие аспекты воспитания (здоровье, нравственность и т.п.), и предоставляют ему самостоятельность и ответственность в решении повседневных задач, тем самым они способствуют становлению его зрелой личности.

«Невмешательство» – это система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого сосуществования взрослых и детей. «Обособленность миров детей и взрослых нередко буквально декларируется: пусть ребенок растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным» – отмечает А.В. Петровский. При этом родители уклоняются от выполнения воспитательных функций, а ребенок не чувствует себя частью семьи, не разделяет радости и трудности родных и близких. В случае необходимости ребенок оказывается неспособным включиться в общесемейные проблемы.

«Сотрудничество» как тип взаимоотношений в семье предполагает межличностные отношения, пропитанные общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Семья, в которой преобладающим типом взаимоотношений является сотрудничество, становится группой высокого уровня развития - коллективом. Такой тип взаимоотношений является оптимальным для осуществления целей нравственного воспитания в противоположность «диктату», «опеке» и «невмешательству».

Для такой семьи характерны справедливость при распределении повседневных обязанностей между родителями и детьми, адекватное возложение ответственности за успехи или неудачи при осуществлении совместной деятельности членов семьи. Наиболее важной характеристикой семьи с сотрудничающим типом взаимоотношений является сплоченность как проявление ценностно-ориентационного единства.