МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ 

ПРОЦЕДУРУ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ 

Методические рекомендации к анализу конкретных ситуаций (кейс-стадий) в процессе семинарского занятия

Максимальная польза из работы над кейсами будет извлечена в том случае, если студенты при предварительном знакомстве с ними будут придерживаться систематического подхода к их анализу, основные шаги которого представлены ниже:

1. Выпишите из соответствующих разделов учебной дисциплины ключевые идеи, для того, чтобы освежить в памяти теоретические концепции и подходы, которые Вам предстоит использовать при анализе кейса.

2. Бегло прочтите кейс, чтобы составить о нем общее представление.

3. Внимательно прочтите вопросы к кейсу и убедитесь в том, что Вы хорошо поняли, что Вас просят сделать.

4. Вновь прочтите текст кейса, внимательно фиксируя все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам.

5. Прикиньте, какие идеи и концепции соотносятся с проблемами, которые Вам предлагается рассмотреть при работе с кейсом.

Анализ конкретной ситуации необходимо начинать с внимательного  прочтения задания, дополнительных вопросов к нему и самого содержания ситуации. Затем необходимо проанализировать содержание ситуации, выбирая необходимую психологическую информацию из неё: обращается внимание не только на описанную проблему, но и на возраст участников ситуации, их анамнез развития, психологические категории и понятия, использованные в ситуации и т.д. Дальше начинается поиск стратегий решения проблемы, изложенной в ситуации с опорой на определённые психологические теории и подходы. Студент должен изложить и обосновать предложенное им решение ситуации, опираясь на все имеющиеся у себя знания по психологии развития и смежным дисциплинам, описать возможные варианты решения и развития ситуации, сделать заключение.

Критерии оценки:

– оценка «отлично» выставляется студенту, если задачи решены, имеют точное и содержательное объяснение, проиллюстрированное яркими примерами, студент принимал активное участие в работе подгруппы в процессе решения кейса;

– оценка «хорошо» выставляется студенту, если задачи решены, имеют точное и содержательное объяснение, проиллюстрированное примерами, студент принимал участие в работе подгруппы в процессе решения кейса;

– оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если задачи решены, имеют объяснение, студент принимал участие в работе подгруппы в процессе решения кейса;

– оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если задачи не решены или решение не имеет объяснения, студент не принимал участия в работе подгруппы.

 

 


ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ-КЕЙСЫ

Примеры практических ситуаций по дисциплине

1. Мама моет посуду. Маша (4 г.) стоит рядом, наблюдает, а затем обращается к маме; «Я смогу также вымыть посуду. Разреши мне». Каково содержание мотивов поведения дошкольницы?

2. Ознакомьтесь с записями игр. Определите возраст детей в каждом из приведенных примеров, принимая за основу взаимоотношения их в игре.

а. Даша построила из трех кирпичиков кроватку и положили в нее куклу. Люсе понадобились кирпичики для постройки домика, и она забрала один кирпичик у Даши. Даша расплакалась.

б. Сеня взял коробку из-под ботинок, похожую на магнитофон, и стал танцевать, петь, сказав, что магнитофон играет.

в. Саша расставил в гараже машинки и стал по одной вывозить их из гаража, голосом передавая звуки машины. В это время Дима, повернувшись к Саше, въехал со своими машинами в гараж Саши.

г. Миша предложил Сереже и Боре построить корабль, чтобы поплыть в Африку. Мальчики с удовольствием занялись постройкой. Сережа стал рассказывать про крокодилов, обезьян, которых они обязательно встретят в Африке. В это время за Сашей пришла мама и забрала его домой. Игра распалась.

д. Дети играли в «морское путешествие». Петя был капитаном, Саша - боцманом, Наташа - врачом, четверо детей - матросами. Капитан Петя вдруг объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы, чтобы заделать пробоину. Быть водолазами согласились матросы. Но в это время пришел врач и позвал Петю к себе в кабинет. Петя предупредил, что скоро придет, и отдал распоряжение водолазам исправить пробоину. Вместо ушедшего Пети капитаном стал Саша, который принял командование. Игра продолжалась.

3. Вспомните описание опыта швейцарского психолога Ж. Пиаже (задачи на «сохранение количества вещества», предложенные детям 6-7 лет). В опыте применялись два небольших сосуда, имеющих разную форму и равные размеры. В них наливалось равное количество воды. Ребенок видел, что воду из одного сосуда переливают в другой, более узкий и высокий. Ориентируясь на уровень воды, ребенок говорил, что ее стало больше.В исследования советских ученых (Л.Ф. Обухова и др.) доказано, что данный феномен легко снимается уже у детей 4-5 лет, которых специально обучали. Каким образом, с помощью каких приемов обучения доказана возможность снятия феномена Ж. Пиаже «о сохранении количества вещества» у детей 5-6 лет?

4. В исследованиях установлено, что сущность разных понятий дети усваивают не одинаково быстро. Приведем несколько примеров.

а. Марине (6 лет. 6 мес.) задали вопрос: кто такой друг?» Она ответила: «Это какой-нибудь мальчик или девочка».

б. Петю спросили: «Что такое честность?» Петя (6 лет 5 мес.) сказал так: «Это когда взять без спросу, а потом признаться».

в. Лене (6 лет 7 мес.) предложили такой вопрос: «Что такое счастье?» Девочка ответила: «Счастье, это когда папа и мама гуляют со мной в воскресенье».

Какие понятия усваиваются детьми легче, а какие труднее? Каковы особенности усвоения моральных понятий? Опишите особый вид зрительной памяти дошкольника, который называется в психологии «эйдетической памятью».